ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе для учащихся — IX Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания»


ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе для учащихся —
9-ой Всероссийской метапредметной олимпиаде по ФГОС «Новые знания»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, организацию деятельности и требования к результатам деятельности участников конкурса для учащихся – 9-ой Всероссийской метапредметной олимпиады по ФГОС «Новые знания» (далее Олимпиада).

1.2. Организаторами Олимпиады являются Издательство «Эффектико-пресс», редакция всероссийского научно-методического журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования» (отвечают за информационно-методическое обеспечение). Техническим оператором проведения Олимпиады является Центр независимых педагогических измерений «ЭффектТест».

1.3. Разработка диагностических материалов (олимпиадных заданий) осуществляется специалистами Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Содержание заданий Олимпиады разрабатывается на основе учебного материала по основным учебным предметам, изучаемым в начальной школе: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

1.4. Всероссийская метапредметная олимпиада «Новые знания» рассматривается как новая форма независимой диагностики качества образования школьников, обучающихся по ФГОС. Олимпиада способствует формированию функциональной грамотности младших школьников, направлена на оценку степени развитости индивидуальных способностей учащихся, сформированности у них умений самостоятельно познавать, добывать новые знания, использовать полученную ранее информацию в учебе и повседневной жизни.

1.5. Олимпиада проводится в образовательных организациях Российской Федерации в период с 10 по 31 января 2024 года.

1.6. Непосредственное руководство Олимпиадой осуществляет Организационный комитет, формируемый Организаторами.

2. Цели и задачи

2.1. Цели: стимулирование творческой познавательной активности школьников, поддержка талантов и одаренности учащихся, выявление уровня сформированности метапредметных умений школьников, необходимых для их успешной жизни и учебы.

2.2. Задачи:

3. Участники

3.1. Участниками Олимпиады являются учащиеся 2-4-х классов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

3.2. Участие школьников в Олимпиаде осуществляется на добровольной основе с согласия родителей (законных представителей).

 

4. Этапы проведения и организация деятельности по подведению итогов

4.1. Олимпиада проводится в несколько этапов:

Все дипломы/сертификаты доступны в электронном виде участникам на сайте Олимпиады с помощью использования персонального кода доступа. Данные документы также размещаются в электронном виде в личных кабинетах кураторов, координаторов. Итоги будут доступны для участников Олимпиады, кураторов и координаторов не позднее 20 февраля 2024 года.

4.2. Сбор и обработка результатов участников Олимпиады осуществляется в соответствии с законодательством, регламентирующим сбор и обработку персональных данных. Сбору и обработке подлежат фамилии и имена участников, классы и наименования образовательных организаций, ответы на олимпиадные задания и результаты ответов. Факт отправки ответов на обработку означает, что образовательная организация гарантирует наличие требуемого законодательством согласия родителей (законных представителей) на обработку персональных данных авторов отправленных ответов и несёт всю вытекающую из этого ответственность. Примерная форма согласия приведения в приложении 1.

 

5. Организационная форма участия

5.1. Участие школьников в Олимпиаде проходит в современном интерактивном формате, который отличается от традиционной формы проведения предметных олимпиад. Это непосредственно связано с необходимостью объективной оценки сформированности метапредметных результатов, которые достаточно сложно оценить традиционными методами и приемами. Поэтому Организаторами Олимпиады и разработчиками заданий определен наиболее оптимальный способ проверки УУД с использованием современных компьютерных и Интернет технологий в режиме online. Данная форма подразумевает выполнение олимпиадного задания при помощи компьютера, подключенного к сети Интернета, в определенные даты. Даты участия школьников в Олимпиаде координатор получает в своем личном кабинете.

5.2. Участие школьников в режиме online предполагает возможность выбора образовательной организацией следующих вариантов:

а) проведение Олимпиады непосредственно в образовательной организации. При выборе данного варианта участия необходимо выполнение следующих технических условий и действий:

б) участие в Олимпиаде вне стен образовательной организации (например, в домашних условиях, при наличии компьютера, подключенного к сети Интернета). Данный вариант предпочтителен учащимся, находящимся на домашнем обучении, получающим образование в семейной форме, обучающимся в дистанционном режиме, в том числе по болезни. Участие школьников в таком формате проходит в сроки, указанные Оргкомитетом координатору и куратору, которые доводят до учащихся и их родителей всю необходимую информацию об участии в Олимпиаде, включая требования к техническим условиям. При таком варианте участия школьников, инструктаж по выполнению заданий проводится родителями (законными представителями).

 

6. Особенности содержания олимпиадных заданий

6.1. Проверяемые результаты:

В 9-й Всероссийской метапредметной Олимпиаде «Новые знания» осуществляется проверка сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) как важных критериев оценки функциональной грамотности младших школьников. Для 8-й Олимпиады отобраны следующие 4 УУД:

  1. умение подводить под понятия, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
  2. сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  4. работа с информацией.

Выбор такого количества и набора познавательных УУД обусловлен следующими причинами:

6.2. Структура теста:

Тест для одного класса включает 4 серии заданий (по количеству проверяемых УУД). Каждая серия содержит 4 задания, одинаковых по цели, но построенных на разном предметном содержании (соответствуют следующим предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир). Всего ученик выполняет 16 заданий.

6.3. Содержание и оценивание заданий:

Тест включает 4 задания, каждое из которых содержит 4 подзадания, одинаковых по цели, но построенных на разном предметном содержании (соответствуют следующим предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир (естествознание)).

Диапазон начисляемых баллов за все задания – от 0 до 100.

1 задание нацелено на проверку умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (шкала: 0-20).

Критерии начисления баллов:

Каждое из подзаданий оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре подзадания выполнены – 20 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех подзаданий – 16 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех подзаданий – 8 баллов – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

2 задание нацелено на проверку умения объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (шкала: 0-40).

Критерии начисления баллов:

Каждое из подзаданий оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре подзадания выполнены – 40 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех подзаданий – 32 балла – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех подзаданий – 16 баллов– средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

3 задание нацелено на проверку умения подводить под понятия (шкала: 0-10).

Критерии начисления баллов:

Каждое из подзаданий оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре подзадания выполнены – 10 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех подзаданий – 8 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех подзаданий – 4 балла – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

4 задание нацелено на проверку умения работать с информацией (шкала: 0-30).

Критерии начисления баллов:

Каждое из подзаданий оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре подзадания выполнены – 30 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех подзаданий – 24 балла – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех подзаданий – 12 баллов – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

Примечание

Если задание по одному предмету состоит из двух частей, то каждая из них оценивается по шкале наименований «выполнил/ не выполнил».

6.4. Итоги теста проводятся на основе следующих критериев:

91-100 баллов – диплом I степени,

81-90 баллов – диплом II степени,

71-80 баллов – диплом III степени,

70 и менее баллов – сертификат участника.

 

7. Финансирование

7.1. Финансирование организационно-методического сопровождения данной Олимпиады осуществляется за счет средств ее организаторов (разработка олимпиадных заданий, инструкций, поддержка технической работоспособности цифровой платформы, информационное сопровождение Олимпиады, оформление дипломов/сертификатов). Техническое сопровождение участников, оформление в личных кабинетах их кураторов персонального кода доступа к олимпиадным заданиям, итоговых карт оценки сформированности у каждого ученика конкретных УУД с учетом выполнения заданий по четырем предметным областям реализуются за счет организационных взносов в размере 150 рублей за одного участника.

8. Дополнительные положения

8.1. Координатору за организацию работы по участию школьников в Олимпиаде оформляется благодарственное письмо от Оргкомитета.

8.2. При участии в Олимпиаде 130 и более учащихся от образовательной организации, координатору оформляется бесплатная подписка на электронную версию научно-методического журнала «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ: теория и практика эффективного администрирования» на 1-ое полугодие 2024 г.

8.3. При участии в Олимпиаде 15 и более учащихся от одного класса, учителю предоставляется возможность бесплатной публикации методических материалов из опыта работы на страницах Сетевого издания «ОБРАЗОВАНИЕ: эффективность, качество, инновации», официально зарегистрированного в Роскомнадзоре (ЭЛ № ФС 77 — 60406 от 29.12.2014 г.). Также учителю оформляется благодарственное письмо от Оргкомитета за организацию работы по участию школьников в Олимпиаде.

8.4. Документы по итогам Олимпиады для учащихся, кураторов и координаторов, а также сводные карты оценки результатов учащихся будут доступны только до 31 мая 2024 года.

2015-2023 © Центр «ЭффектТест»