Проверка достижения результатов. Отбор проверяемых УУД
В 6-й Всероссийской метапредметной Олимпиаде «Новые знания», как и в 5-й аналогичной Олимпиаде, осуществляется проверка сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД). Для Олимпиады отобраны следующие 4 УУД:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (повышенный уровень: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач);
- проводить сравнение по заданным критериям и самостоятельно выделенным;
- устанавливать причинно-следственные связи, выделять следствия, находить причины;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задании с использованием учебной литературы; выделять существенную часть информации, представленной по-разному.
Выбор такого количества и набора познавательных УУД обусловлен следующими причинами:
- за ограниченное время может быть проверено небольшое количество УУД;
- овладение каждым из выбранных УУД очень важно для дальнейшего обучения;
- каждое из выбранных УУД является сложным по своему операционному составу – их усвоение предполагает овладение серией более простых действий, на которые можно декомпозировать отобранные действия;
- проверка сформированности выбранных УУД допускает использование тестовой технологии.
Отметим, что первое и четвертое из выбранных УУД проверялись в 5-й олимпиаде. По итогам 5-й и 6-й олимпиады можно проследить динамику формирования УУД у учащихся, выполнявших аналогичные тесты в прошлом учебном году. Отличие первого теста в 6-й олимпиаде состоит в выборе моделируемой информации; а отличие пятого теста – в том, что информация представлена не только в виде текста, но и в виде иллюстраций и таблиц.
Второе и третье УУД выбраны впервые, чтобы расширить спектр УУД, которые проверяются.
Структура теста:
Тест для одного класса включает 4 серии заданий (по количеству проверяемых УУД). Каждая серия содержит 4 задания, одинаковых по цели, но построенных на разном предметном содержании (соответствуют следующим предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир). Всего ученик выполняет 16 заданий.
Таблица 1.
Структура теста в 2020-21 уч.году
ПроверяемоеУУДПредметнаяобласть |
УУД 1Моделирование |
УУД 2Сравнение |
УУД 3Установление причинно-следственных связей |
УУД 4Работа с информацией |
Математика |
Задание 1-М |
Задание 2-М |
Задание 3-М |
Задание 4-М |
Русский язык |
Задание 1-РЯ |
Задание 2-РЯ |
Задание 3-РЯ |
Задание 4-РЯ |
Окружающий мир |
Задание 1-ОМ |
Задание 2-ОМ |
Задание 3-ОМ |
Задание 4-ОМ |
Литературное чтение |
Задание 1-ЛЧ |
Задание 2-ЛЧ |
Задание 3-ЛЧ |
Задание 4-ЛЧ |
Содержание и оценивание заданий:
Диапазон начисляемых баллов за все задания – от 0 до 100.
1 задание нацелено на проверку умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (шкала: 0-20).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 20 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 16 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 8 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
2 задание предполагает проверку умения сравнивать объекты по определенным признакам (шкала: 0-25).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 25 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 20 балла – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 10 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
3 задание проверяет умение устанавливать причинно-следственные связи (шкала: 0-25).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 25 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 20 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 10 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
4 задание направлено на проверку умения работать с информацией, представленной в разных видах: текст, рисунок/фотография, таблица (шкала: 0-30).
Критерии начисления баллов:
Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.
Если все четыре задания выполнены – 30 баллов – высокий уровень владения УУД.
Если выполнены три из четырех заданий – 24 балла – выше среднего уровень овладения УУД.
Если выполнены два из четырех заданий – 12 баллов – средний уровень овладения УУД.
Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.
Примечание
Если задание по одному предмету состоит из двух частей, то каждая из них оценивается по шкале наименований «выполнил/ не выполнил».
Итоги теста проводятся на основе следующих критериев:
91-100 баллов – диплом I степени,
81-90 баллов – диплом II степени,
71-80 баллов – диплом III степени,
70 и менее баллов – сертификат участника.