Особенности содержания Олимпиадных заданий


Проверка достижения результатов. Отбор проверяемых УУД

В 6-й Всероссийской метапредметной Олимпиаде «Новые знания», как и в 5-й аналогичной Олимпиаде, осуществляется проверка сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД). Для Олимпиады отобраны следующие 4 УУД:

  1. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (повышенный уровень: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач);
  2. проводить сравнение по заданным критериям и самостоятельно выделенным;
  3. устанавливать причинно-следственные связи, выделять следствия, находить причины;
  4. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задании с использованием учебной литературы; выделять существенную часть информации, представленной по-разному.

Выбор такого количества и набора познавательных УУД обусловлен следующими причинами:

  • за ограниченное время может быть проверено небольшое количество УУД;
  • овладение каждым из выбранных УУД очень важно для дальнейшего обучения;
  • каждое из выбранных УУД является сложным по своему операционному составу – их усвоение предполагает овладение серией более простых действий, на которые можно декомпозировать отобранные действия;
  • проверка сформированности выбранных УУД допускает использование тестовой технологии.

Отметим, что первое и четвертое из выбранных УУД проверялись в 5-й олимпиаде. По итогам 5-й и 6-й олимпиады можно проследить динамику формирования УУД у учащихся, выполнявших аналогичные тесты в прошлом учебном году. Отличие первого теста в 6-й олимпиаде состоит в выборе моделируемой информации; а отличие пятого теста – в том, что информация представлена не только в виде текста, но и в виде иллюстраций и таблиц.

Второе и третье УУД выбраны впервые, чтобы расширить спектр УУД, которые проверяются.

Структура теста:

Тест для одного класса включает 4 серии заданий (по количеству проверяемых УУД). Каждая серия содержит 4 задания, одинаковых по цели, но построенных на разном предметном содержании (соответствуют следующим предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир). Всего ученик выполняет 16 заданий.

Таблица 1.

 

Структура теста в 2020-21 уч.году

 

ПроверяемоеУУДПредметнаяобласть УУД 1Моделирование УУД 2Сравнение УУД 3Установление причинно-следственных связей УУД 4Работа с информацией
Математика Задание 1-М Задание 2-М Задание 3-М Задание 4-М
Русский язык Задание 1-РЯ Задание 2-РЯ Задание 3-РЯ Задание 4-РЯ
Окружающий мир Задание 1-ОМ Задание 2-ОМ Задание 3-ОМ Задание 4-ОМ
Литературное чтение Задание 1-ЛЧ Задание 2-ЛЧ Задание 3-ЛЧ Задание 4-ЛЧ

Содержание и оценивание заданий:

Диапазон начисляемых баллов за все задания – от 0 до 100.

1 задание нацелено на проверку умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (шкала: 0-20).

Критерии начисления баллов:

Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре задания выполнены – 20 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех заданий – 16 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех заданий – 8 баллов – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

2 задание предполагает проверку умения сравнивать объекты по определенным признакам (шкала: 0-25).

Критерии начисления баллов:

Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре задания выполнены – 25 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех заданий – 20 балла – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех заданий – 10 баллов – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

3 задание проверяет умение устанавливать причинно-следственные связи (шкала: 0-25).

Критерии начисления баллов:

Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре задания выполнены – 25 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех заданий – 20 баллов – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех заданий – 10 баллов – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

4 задание направлено на проверку умения работать с информацией, представленной в разных видах: текст, рисунок/фотография, таблица (шкала: 0-30).

Критерии начисления баллов:

Каждое задание оценивается по шкале наименований: выполнил/ не выполнил.

Если все четыре задания выполнены – 30 баллов – высокий уровень владения УУД.

Если выполнены три из четырех заданий – 24 балла – выше среднего уровень овладения УУД.

Если выполнены два из четырех заданий – 12 баллов – средний уровень овладения УУД.

Если выполнено одно из четырех заданий – начисляется 1 балл – умение не сформировано как метапредметное.

Примечание

Если задание по одному предмету состоит из двух частей, то каждая из них оценивается по шкале наименований «выполнил/ не выполнил».

Итоги теста проводятся на основе следующих критериев:

91-100 баллов – диплом I степени,

81-90 баллов – диплом II степени,

71-80 баллов – диплом III степени,

70 и менее баллов – сертификат участника.

Яндекс.Метрика
2015-2021 © Центр «ЭффектТест»